Дмитрий Иванович Мальгин – «Доктор Победы»

«Светя другим, сгораю сам», — эти слова голландского медика Ван Тюльпа вполне можно отнести к жизни Дмитрия Ивановича Мальгина, выдающегося представителя профессии врача, основателя династии медиков, чьи человеческие,

«Светя другим, сгораю сам», — эти слова голландского медика Ван Тюльпа вполне можно отнести к жизни Дмитрия Ивановича Мальгина, выдающегося представителя профессии врача, основателя династии медиков, чьи человеческие, организаторские качества сделали его поистине легендой города Ирбита. Всю жизнь, до последнего дыхания, ум, талант отдал он своим землякам, ничего не требуя взамен.
Д.И. Мальгин родился в 1900 году в Ирбите в семье кузнеца, окончил трехклассное церковноприходское училище, с 10 лет начал работать мальчиком приказчика, а потом приказчиком в мануфактурном магазине. В 1917 году он самостоятельно подготовился к поступлению в школу 2-й ступени, которую, несмотря на трудное послереволюционное время, закончил в 1922 году и поступил на медицинский факультет Пермского университета. Хирургии он учился у выдающегося уральского хирурга В.Н. Парина, благодаря которому хирургия стала для Дмитрия Ивановича любимым на всю жизнь делом.
С самого начала своей врачебной деятельности Д.И. Мальгин был связан с нашим округом: в 1927 году проходил практику в Туринской народной больнице, причем четыре месяца ею заведовал, в 1928 году заведовал Ирбитской заводской больницей (сейчас в поселке Красногвардейском), а 4 августа 1929 года приступил к работе в селе Байкалово.
Д.И. Мальгин сразу же показал себя отличным специалистом, большим организатором, общественником и умелым хозяйственником. В год его переезда больница располагалась в единственном корпусе. Он сразу же начал новое строительство. Сам ездил и в Ирбит, и в Свердловск за строительными материалами. По его инициативе были построены первые в Байкалово водонапорная башня и водопровод. Появились клиническая лаборатория, рентгенкабинет, в отдаленных деревнях – фельдшерские пункты, в полевых бригадах – медицинские посты. Д.И. Мальгин одним из первых в стране организовал пункт переливания крови на селе, благодаря чему была спасена жизнь многих безнадежных больных.
Нужно помнить, насколько тяжелым было то время: свирепствовали эпидемии, медицинских кадров почти не было. Сотни километров во время уборочной преодолевал врач на простой крестьянской телеге, оказывая помощь, проводя просветительские беседы о гигиене, понятие о которой отсутствовало. Больница содержала и свое хозяйство.
Несмотря на чрезмерную загруженность (согласно справке, «за 8 лет было проделано 2700 хирургических операций на самых различных органах, в том числе на желудке, печени, мозге»), Д.И. Мальгин находил время и для научной работы. В 1934 году была закончена работа над диссертацией о сельскохозяйственном травматизме, высоко оцененная травматологами Института травматологии и ортопедии, только времени защитить ее не нашлось. Д.И. Мальгин ездил не в отпуск, а на специализации, сам писал в различные медицинские журналы, сообщая о применяемых им новинках.
В 1936 году Байкаловская больница стала лучшей среди больниц Свердловской области. Д.И. Мальгин был бессменным депутатом местного Совета, много сделал для благоустройства села, всех поражала его доброта, чуткость и внимание к каждому больному. Недаром впоследствии главная улица Байкалово стала носить его имя, он стал и Почетным гражданином Байкалово.
В октябре 1937 года Дмитрия Ивановича перевели в Ирбитскую городскую больницу на должность главного врача. С этого времени и до последнего дня его жизнь была связана с родным городом. Он сразу же начал реконструкцию больницы: единственный лечебный корпус нуждался в срочной замене печного отопления, централизованном водоснабжении. Одновременно шла организация новых для Ирбита отраслей практической медицины, операции осваивались одновременно с ведущими клиниками страны. И все это без малейшей боязни трудностей.
В период финской войны Д.И. Мальгин по совместительству занимал должность начальника госпиталя. Он встречал эшелоны с ранеными, обмороженными, организовывал лечение, оперировал, а вечером преподавал в медицинском училище, готовил хирургов в госпитале в ожидании большой войны.
24 июля 1941 года в Ирбит прибыл первый эшелон с ранеными. Архивные документы донесли до нас информацию о пережитых страданиях воинов и напряженном труде медиков. Они буквально вырывали из лап смерти, спасали без ампутации тяжелых больных, работали, не считаясь со временем, не жалея сил и здоровья. Здесь был свой фронт. И свой командующий – начальник госпиталя № 1715 и одновременно ведущий хирург всех трех ирбитских госпиталей, майор медицинской службы Д.И. Мальгин. Его авторитет как хирурга, организатора, человека гарантировал слаженную работу коллектива все годы войны.
Из 6512 операций, сделанных в госпитале, на счету Д.И. Мальгина 1850 – почти каждая третья. Причем самые сложные он всегда делал сам. Раненые всегда с благодарностью произносили имя Мальгина. Даже осмотр, который он проводил, воспринимали как исцеление. Многие годы после войны приходили письма с благодарностями за чуткое отношение, за внимание и заботу.
За большую и напряженную работу в госпиталях Д.И. Мальгин в 1943 году был награжден орденом Красной Звезды, в 1946 – медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». В 1947 году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, в 1948 году вручен знак «Отличник здравоохранения». Головной эвакогоспиталь №1715 и его начальник Д.И. Мальгин были дважды награждены Почетной Грамотой Наркомздрава СССР.
В 1949 году госпиталь был расформирован, а так как там сложился замечательный коллектив хирургов, решено было на его базе открыть хирургическую больницу. И с этого времени и до конца своих дней Д.И. Мальгин отдавал все свои силы, вновь созданной больнице, улучшению медицинской помощи населению.
Удивительная забота Мальгина о больных поражает до сих пор. Больница хирургическая – а он считал такую специализацию ограниченной и стремился к лечебному комплексу. И быстро этого достиг. Уже 1 ноября 1950 года хирургическая больница была переименована в Областную больницу № 3 (первые две были в Свердловске). Переименована не ради вывески. В ней появились терапевтическое, офтальмологическое, неврологическое, ЛОР отделения. Кроме того, были освоены совершенно новые для Ирбита отрасли медицины: ортопедия, урология, лучевая терапия. Продолжала развиваться и служба переливания крови. Больница принимала пациентов из 12 районов – жителей Слободы Туринской, Елани, Байкалово, Алапаевска и даже таких удаленных, как Режевской и Табаринский районы.
За первые 10 лет работы было сделано 11 700 хирургических операций, причем Дмитрий Иванович, несмотря на административную загруженность, никогда не отходил от практической работы. Сам на старом больничном «Москвиче» выезжал на консультации по почти отсутствующим дорогам. Оснащение больницы аппаратурой – не хуже, чем в самых крупных больницах области. Например, радиотерапевтический аппарат имелся, кроме Ирбита, только в Свердловске и Нижнем Тагиле.
Главный врач много времени уделял новостройкам. Каждый метр кирпичной кладки в пристрое стационара, здание поликлиники воздвигнуты его настойчивостью, терпением и неутомимостью. Летом 1951 года началось строительство поликлиники. Разрешения на это не было, а значит, и финансирования. Главный врач на свой страх и риск начал возведение стен за счет капитального ремонта. Коллектив своими силами заложил фундамент. Сам Дмитрий Иванович помогал и раствор замешивать, и подносить. Принимали участие даже члены семей сотрудников. Средств хватило только на возведение стен и крыши. Грозили серьезные неприятности (а если еще вспомнить как раз разворачивавшееся «дело врачей») за нарушение финансовой дисциплины, но на помощь пришел весь коллектив. Многие сотрудники дали в долг свои деньги (наверное, это уникальный факт в истории медицины). В ноябре 1952 года в поликлинике приняли первых пациентов.
Через 7 лет после открытия поликлиники ее помещения стало недостаточно, поток больных возрастал с каждым годом: все больше людей стремилось получить медицинскую помощь именно в Ирбите. В 1959 году началось расширение поликлиники, открылся ряд специализированных кабинетов. Дмитрий Иванович заботился не только о своей больнице. Например, достал метлахскую плитку для Центральной поликлиники через бывшего врача госпиталя, уехавшего на Украину. Он просто любил свой город, был его патриотом и хотел, чтобы город становился красивее, а людям было хорошо в нем жить.
Территория больницы превратилась в сплошной зеленый массив, хотя раньше это был пустырь, засыпанный щебенкой. Сам ездил за саженцами. Среди зелени белели скульптуры, которые Дмитрий Иванович тоже заказывал сам. Работали два фонтана (в городе еще один был только в городском парке).
Как врач-хирург, Мальгин поражал широким диапазоном своих познаний. Как признавали его коллеги, он был великолепным специалистом по полостной хирургии, травматологии, ортопедии, свободно ориентировался в нейрохирургии, онкологии, других областях. Мог произвести операцию на легких и сердце. И все это в трудные пятидесятые годы. Казалось, для него не было невозможного.
Но особо его интересовала ортопедия. Операции с применением аппаратов собственной конструкции он начал делать задолго до профессора Г.А. Илизарова. Известна такая сложнейшая ортопедическая операция, как сегментарная остеотомия бедра с фиксацией сегментов металлическим стержнем и удаление нижней конечности с половиной таза при саркоме бедра. Тогда в мировой медицинской литературе было описано только 100 подобных операций. Сто первая принадлежит Мальгину.
Д.И. Мальгин обрел всесоюзную известность, но по-прежнему каждый его час был связан с земляками. Он не мыслил для себя ни иной работы, ни иного положения, и очень сердился, когда его уговаривали переехать в Москву, Ленинград или Свердловск, предлагали создать образцовую клинику. «Здесь тоже люди, их тоже нужно лечить. На мое место искать врача? Нет, нет! А образцовую клинику нужно создать и здесь, в Ирбите, и в каждой деревне», — отвечал он на подобные предложения.
Когда стиль работы одного человека передается целому коллективу, о таком говорят, что он создал свою школу. Это удается немногим. «Школа Мальгина», несомненно, существует. И уже не в первом поколении – его ученики передали традиции своим ученикам. Забота о постоянстве кадров, особенно врачебных, их обучение и воспитание, была основной у Дмитрия Ивановича. «Нужны местные, ирбитские кадры, — говорил он. – Здесь их родина, их дом, их легче удержать здесь. От постоянной текучести кадров страдает врачебная работа».
Он производил тщательный отбор, ездил в медицинские вузы, присматривался к выпускникам, внимательно следил за учебой тех, кто учился по его направлению. Все врачи постоянно чувствовали заботу о их профессиональном росте. В больнице учились все. Проводились конференции, куда приезжали специалисты и профессора, врачи специализировались в различных отраслях. Сам Дмитрий Иванович был автором десятков публикаций, делегатом Всесоюзного съезда хирургов, часто выступал на конференциях областного масштаба.
Большое значение он придавал дисциплине среди коллектива. Никто даже мысли не допускал, чтобы его поручение могло быть не выполнено. Мальгина не боялись, его уважали, ведь требовательным он был прежде всего к себе. К утреннему обходу готовились тщательно. Все должно было блестеть, сверкать, радовать глаз. Невероятная чистота и порядок в больнице вошли в легенду. Все это было в интересах больных.
Д.И. Мальгин был и крупным общественным деятелем. Он был бессменным депутатом городского Совета, дважды – областного Совета, где был председателем комиссии по здравоохранению, еще – членом Горкома КПСС. Все эти годы его волновали самые разные вопросы: благоустройство города, его санитарное состояние, строительство дорог, нужды врачебных кадров. Он доказывал, что здравоохранение должно касаться всех, что это важное всенародное дело. Как правило, в те времена лечебным учреждениям помогали, и немало.
Яркой особенностью Дмитрия Ивановича была поразительная скромность в личной жизни. Совесть не позволяла ему иметь даже малейших преимуществ, связанных с его служебным положением. С 1937 года, с момента приезда в Ирбит, он жил с семьей в коммунальной квартире, где занимал две комнаты, одна из них проходная. Дмитрию Ивановичу предлагали – и не раз – переехать в большую, благоустроенную квартиру, но он решительно отказывался, забывая, что ему уже шестьдесят, и что носить на второй этаж дрова и воду тяжело, всегда находились люди, которые, как он считал, больше нуждались в улучшении жилья. Больше всего на свете он боялся потревожить других из-за собственной персоны.
Д.И. Мальгин скончался 2 мая 1961 года от инфаркта миокарда. В тот день на конференции в горисполкоме он пытался доказать свою точку зрения, но не был услышан. Шел на операцию, потерял сознание. Придя в себя, прежде всего, сказал: «Накормите больного. Операции не будет…»
В последний путь Дмитрия Ивановича провожали более пятидесяти тысяч жителей Ирбита, близлежащих районов, Свердловска, Казани, Томска, Тюмени, Ижевска… Несли более двухсот венков – дань уважения к личности врача и человека. Первый венок, закрывший могилу Дмитрия Ивановича, был «От возвращенных к жизни».
На рубеже ХХ и ХХI веков городская газета «Восход» провела опрос, кто, по мнению ирбитчан, внес самый заметный вклад в жизнь Ирбита. Наибольшим количеством голосов было названо имя Дмитрия Ивановича Мальгина. Он стал как бы «человеком века» для нашего города, на светлой личности которого нет ни малейшего пятнышка. Ему первому из медиков (посмертно) было присвоено звание Почетного гражданина города. Есть улица им. Мальгина, на одном из домов которой имеется мемориальная доска. В 2014 году открыта мемориальная доска и в поликлинике.
Главное наследство Дмитрия Ивановича Мальгина, оставленное землякам, – это больница, в которую он вложил все, что мог, — десятилетия жизни, здоровье, талант, даже средства, прилагавшиеся к ордену Ленина, которым он был награжден в 1961 году. Это – лучший памятник ему.
Е.Н. Эннс, внучка

Последние новости

Семинар по госзаказу в Екатеринбурге: новые возможности для бизнеса

Представители более 100 организаций обсудили изменения в законодательстве и финансовых процессах.

Приостановка работы целлюлозного цеха в Новой Ляле приведет к увольнению сотрудников

Закрытие цеха связано с устаревшим оборудованием и экологическими стандартами.

Рекордный аукцион в Екатеринбурге: цена участка выросла в 542 раза

Аукцион по продаже земельного участка установил новый рекорд по продолжительности и стоимости.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Комсомольске-на-Амуре на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *